Основы научных исследований



Где читаем?

Библиотека НОЦ НТ закрыта не от людей, а от поисковых ботов – не хочу ни писем счастья, ни чтобы мерзкий антиплагиат индексировал. Поэтому логин и пароль. Логин «postgrad» (он есть и в подсказке окна аутентификации, хотя не все браузеры его показывают). Подсказка пароля: меню «Оборудование» сайта НОЦ НТ; помещение «Учебный класс»; пароль – полный номер аудитории, набирать сначала цифры, потом слитно с ними буквы латиницей в нижнем регистре. Короче, 116kmk.

Что читаем?

Попробуйте спросить у Гугеля https://google.com/search?q=основы+научных+исследований+учебное+пособие+pdf. Поисковая выдача явно не соответствует объему дисциплины! Поэтому с особым цинизмом ((C) Goblin) представляется:

Исходный вариант лекций .

Написано в 2015 г., когда я внезапно (уже в учебном семестре) узнал, что должен вести новую для магистрантов НИУ МГСУ дисциплину, существование которой (в природе и в моей учебной нагрузке) для меня является сюрпризом. По этой причине исходный вариант лишен мусора, который по необходимости включается в официальные издания с целью увеличения их объема (вносились только минимальные правки).

Дайте два!

Ну, нате: скальпель, синус, карбюратор!

Предупреждаю: много букв, это будущее учебное пособие. Если хотите снотворную книгу – возьмите лучше умную. Или можно обраться к первоисточнику.

Год 2020.

В 2020 г. мне отдали немножко практики по этой дисциплине. Немножко практики, Карл!

Так как накунуне – переаттестация МГСУ, то на практике мы будем строго придерживаться рабочей программы. По сравнению с первоначальным вариантом эта рабочая программа была существенно расширена в содержательном плане. Как следствие, для подготовки к текущему контролю и промежуточной аттестации первоначального варианта моих лекций уже недостаточно.

В течение семестра мы в основном будем разбирать ответы на вопросы, приведенные в рабочей программе в разделе «Промежуточная аттестация». UPD 2020-04-23: не успеем.

Скальпель, синус и карбюратор превратились в учебное пособие. Это учебное пособие поможет вам подготовиться к ответам на вопросы. Но оно длинное. Лучше смотреть выше. Но выше цинично.

В течение семестра нужно будет выполнить две письменные работы: контрольную работу и домашнее задание.

Информация про контрольную работу есть в разделе ИДО. Оформление контрольной работы произвольно (т.к. не регламентировано рабочей программой). Желательно придерживаться оформления домашнего задания (об этом – ниже).

Первые 12 вопросов контрольной работы – теория, ответы легко найти или прямо здесь, или в лекциях.

О задании 13. Да, рабочий лист из раздела ИДО, может быть, пригодится. Но рекомендую заглянуть в пп. 5.1 и 5.2 и внимательно прочитать начало (до фразы «Нормальная система, возникающая в процессе применения метода наименьших квадратов, определяется видом регрессионной модели ...») пункта 5.3 этого файлика. И я не буду против (хотя сумму квадратов отклонений найти не удастся, но на практике это число всё равно бесполезно, интересны только вероятности), если для построения модели вы будете использовать что-то простое (вот например, п. 1). Методика простая.

  1. Считаем по своей зачетке в табличке 13-го задания (см. рабочую программу) свои y_i.
  2. Запускаем «Градиент». Файл-Новый (Ctrl+N). Нестандартный план. Число варьируемык факторов: 1. Число опытов (без повторений): 5. Нажимаем «Далее».
  3. В списке стандартных моделей выбираем «Однофакторная линейная регрессия». Нажимаем «Далее».
  4. Количество повторений: 1. Нажимаем «Далее».
  5. В окне «Матрица плана в кодовом выражении» в столбец вводим свои x_i (они у всех одинаковые: 1, 2, 3, 4, 5).
  6. В окне «Матрица откликов» в столбец вводим свои y_i (они у всех разные; например, при первой цифре «9» и последней «1», игреки получатся равными «-2,2; 9; 6,4; 1; 12,6»). Результат:
  7. Эксперимент-Анализ (Ctrl+A). Результат:
    Получилось! Свободный член модели равен -1,12, коэффициент при x (угловой коэффициент) равен 2,16.
  8. А можно и график построить – с исходными игреками и моделью. Результат:
    И, спрашивается, зачем тратить время на поиск никому не нужной суммы квадратов невязок (а вероятности всё равно найти не удастся)? Сразу видно, что экспериментальные точки ну никак линейно не аппроксимируются.

Задание 14 подробно рассмотрено в разделе ИДО.

Ответы на вопросы с 15 по 26 (тоже теория) придется искать самостоятельно в учебном пособии.

Наиболее сложной из двух работ является домашнее задание. В начале семестра я выдаю Задание на выполнение домашнего задания. Вы должны заполнить недостающие поля (выделены желтым), отпечатать его, подписать и сдать мне. По состоянию на конец апреля сдали 5%. Всем остальным делать не обязательно^w^w тоже придется.

При выполнении домашнего задания желательно придерживаться методических рекомендаций.

Есть и примеры выполнения. Логин и пароль – библиотечные.

Вам может также оказаться полезным шаблон оформления, соответствующий выданному Заданию. Этот шаблон подготовлен в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.32-2017 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления», как это и было указано в рабочей программе и соответствующем ей Задании. Допустимо также использовать более подходящий шаблон, основанный на ГОСТ Р 7.0.11-2011 «Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления».

Эффективная работа с этими шаблонами предполагает использование автоматизации документа. Для этого общий шаблон по умолчанию текстового процессора Microsoft Word (\Users\ИмяПользователя\AppData\Roaming\Microsoft\Шаблоны\Normal.dot[x]) необходимо заменить на другой. Я – неолуддит, поэтому до настоящего времени в 99% случаев использую Microsoft Word 2003. Соответствующие общие шаблоны Normal.dot: для варианта отчета, для варианта диссертации. Будет время, сделаю и шаблоны, и общие шаблоны по умолчанию под современные версии Microsoft Word. Но пока мне лениво. UPD: 2020-04-23: всё еще не приоритетная задача.

Подробно о средствах автоматизации документа и выполнении контрольной работы я расскажу позже^w когда-нибудь, если кто-то захочет. Пока хотят только те, кто хочет сильно экономить время и нервы.

Шлите мне черновики домашней работы или штатными средствами (а они в НИУ МГСУ есть! Но я о них не рассказываю, вы сами всё знаете) или на рабочую почту. Будем посмотреть.


Перечень вопросов для практического занятия №1 «Базовые понятия науки. Научный работник. Личность в науке. Научный руководитель» (MS Word DOC)

Рекомендуется к анализу:

«Базовые понятия науки»:

  1. Наука (Wiki)
  2. Знания (Wiki)
  3. Информация (Wiki)
  4. Данные (Wiki)
  5. Исследования (Wiki)
  6. Разработка (Wiki)
  7. Schafersman S.D. An Introduction to Science. Обратить внимание на определение науки и достоверного знания; на практическую реализацию научного метода.
  8. Пятая глава в книге: Jarrard R.D. Scientific Methods.
  9. Статья «Cargo Cult Science»; также входит в книгу: Feynman R.P. Surely You're Joking, Mr. Feynman!: Adventures of a Curious Character. New York: A Bantam Book, 1997. 206 p.

«Научный работник, личность в науке»:

  1. Научный коллектив: в целом (Wiki), в РФ (Википедия).
  2. Исаак Ньютон (Википедия)
  3. Бенджамин Франклин (Википедия)
  4. Капица П.Л. Научная деятельность Вениамина Франклина.
  5. Альберт Эйнштейн (Википедия)
  6. Капица П.Л. Мои воспоминания о Резерфорде.
  7. Ричард Фейнман (Википедия)
  8. А.Ф. Иоффе (Википедия)
  9. П.Л. Капица (Википедия)
  10. Л.Д. Ландау (Википедия)
  11. Типичный научный работник, имеющий отдаленное отношение к науке: раз статья (Википедия), два статья.
  12. Об источниках вдохновения: Карпов П.И. Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники. Ленинград: Государственное издательство, 1926.
  13. Образ Советской Науки: Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. Понедельник начинается в субботу. Москва: Детская литература, 1965. 224 с.

Перечень вопросов для практического занятия №2 «Законодательная база науки и аттестации в науке» (MS Word DOC)

Федеральные и внутренние документы для анализа:
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 08.04.01 Строительство (уровень магистратуры) (Приложение к Приказу Министерства образования и науки российской федерации от 28 ноября 2014 г. №34974): epub (86 kb), pdf (121 kb).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.04.01 Информатика и вычислительная техника (уровень магистратуры) (Приложение к Приказу Министерства образования и науки российской федерации от 30 октября 2014 г., №34914): epub (50 kb), pdf (143 kb).
  3. Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования
  4. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации (Приложение к Приказу Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. №1155 «Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации»): epub (43 kb), pdf (82 kb).
  5. Положение о выпускной квалификационной работе студента магистратуры федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет» (НИУ МГСУ): epub, только текст (67 kb), pdf (648 kb).
  6. Текст актуальной на 2015 г. версии федерального закона 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»: epub (41 kb), pdf (270 kb), doc (251 kb).
  7. Положение о присуждении ученых степеней (Постановление правительства РФ от 24 сентября 2013 г. №842): epub (69 kb), pdf (235 kb), страница на официальном сайте ВАК РФ.
  8. Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 января 2014 г. N 7): epub (61 kb), pdf (207 kb), страница на официальном сайте ВАК РФ.

В 2018 году дисциплину "Основы научных исследований" у меня внезапно отобрали. Вообще, блин, отобрали. Много плохих ирландских слов.

Если вернут, продолжу наполнение.


Перечень вопросов для практических занятий №5 и №6 «Планирование и постановка натурного и численного эксперимента. Обработка эмпирического материала» (MS Word doc)

Если вернут дисциплину, продолжу наполнение.


Перечень вопросов для практического занятия №7 «Публикации. РИД. Оформление диссертационной работы»: (MS Word doc)

Если вернут дисциплину, продолжу наполнение.


Перечень вопросов для домашней работы «Работа в свободном программном окружении»

  1. Почему Windows лучше, чем Unix (на примере Linux или FreeBSD)?
  2. Почему Unix (на примере Linux или FreeBSD) лучше, чем Windows?
  3. Почему Android – это не Windows, а Linux?
  4. Почему Mac OS X (macOS) и ее мобильная версия iOS – это не Windows, а Unix?
  5. Почему Unix – это «графический хамелеон»?
  6. Почему у Вас дома есть Windows?
  7. Почему у Вас дома есть Unix?
  8. Почему у Вас дома нет Unix?
  9. Почему у Вас дома нет Windows?
  10. В процессе натурного эксперимента поставляемым вместе с прибором программным обеспечением было создано десять тысяч текстовых файлов. Примерно в десяти из них ожидается встретить искомое число «73» (отделенное от остального текста пробельными символами – пробелом и/или знаком табуляции). Нужно найти все эти файлы и узнать номера строк, в которых встречается это число. Как это сделать с помощью известных Вам с детства программных средств? Как это сделать быстрее?
  11. В процессе натурного эксперимента поставляемым вместе с прибором программным обеспечением был создан текстовый файл «raw.txt», содержащий четыре столбца, числа в которых разделены как минимум одним пробельным символом (например: «пробел», или «табуляция», или «пробел, табуляция, пробел, пробел»). Число строк очень велико. Для визуализации данных необходимо извлечь в новый текстовый файл «col24.csv» второй и четвертый столбцы, разделив числа в них знаком точки с запятой («;»). Как это сделать с помощью известного Вам с детства текстового процессора? Как это сделать быстрее?
  12. Решить предыдущую задачу для случая, когда создан не один текстовый файл «raw.txt», а десять тысяч таких файлов от «raw0000.txt» до «raw9999.txt».
  13. Поставляемое вместе с прибором программное обеспечение не локализовано и при выдаче результатов всегда использует точку в качестве разделителя целой и дробной части чисел с плавающей запятой. Этим программным обеспечением создан текстовый файл, содержащий как числа с плавающей запятой (отделенные от остального текста пробельными символами или находящиеся в конце предложения), так и обычные предложения, завершающиеся точкой. Как в числах (и только в них) заменить точку на запятую?

Начинать анализ можно с ознакомления со следующими материалами:

  1. Философия Unix (Википедия)
  2. Unix (Википедия)
  3. Пособие ненавидящих Unix (Википедия)
  4. Пособие ненавидящих Unix
  5. Конвееры (фильтры) оболочки Unix (Википедия)
  6. Перенаправление ввода-вывода (Википедия)
  7. Графическая система X Window (Википедия)
  8. Регулярные выражения (Википедия)
  9. Утилита GREP (Википедия)
  10. Утилита AWK (Википедия)
  11. Утилита SED (Википедия)
  12. Powers S., Peek J., O'Reilly T., Loukides M. Unix Power Tools. O’Reilly, 1997. 1114 p.
  13. Dougherty D., Robbins A. sed & awk. O'Reilly Media, 1997. (то же, в формате epub)
  14. Johnson C.F.A. Shell Scripting Recipes. A Problem-Solution Approach. Apress, 2005. 421 p.

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация – зачет в конце первого семестра. На зачете Вы должны ответить как минимум на два вопроса из трех предложенных. Перечень вопросов (с ответами) приведен ниже.

  1. В чем отличие между информацией и данными? (в отличие от данных информация предполагает процесс передачи и наличие контекста интерпретации)
  2. Что называют наукой? (способ организации знания, при котором знание допускает проверку и обладает прогностической способностью)
  3. Какова цель науки? (изменение – улучшение или ухудшение – благосостояния: цивилизации, государства, социальной группы, отдельной личности)
  4. Каковы полные затраты времени (трудоемкость) в часах на обучение в очной магистратуре по вашему направлению? Сколько процентов времени отводится на научные исследования магистра? (для направления 08.04.01 – около 4000 часов и около 20%, соответственно)
  5. Что такое выпускная квалификационная работа? (самостоятельно выполненное логически завершенное научное исследование на тему, связанную с будущей профессиональной деятельностью)
  6. Что означает требование логической завершенности выпускной квалификационной работы? (наличие нерешенной актуальной проблемы из предметной области и демонстрация успешного решения этой проблемы при выполнении выпускной квалификационной работы)
  7. Кто по 127-ФЗ называется научным работником? (тот, кому платят зарплату за научную деятельность)
  8. Какие виды научных работников встречаются в академической среде? («теоретик» – основной доход от государства, грантов; «практик» – основной доход от реального сектора; «универсал» – примерно равный доход от государства и реального сектора; «администратор» – располагает ресурсами для того, чтобы наукой для него занимались другие; «маргинал» – попал в академическую среду по ошибке, наукой не занимается, живет на оклад)
  9. Делегирует ли 127-ФЗ научному работнику дополнительные права? (нет)
  10. Можно ли заимствовать результаты из работ научного руководителя? Если нет, то почему? (нельзя, там будут в первую очередь искать плагиат)
  11. Откуда можно заимствовать результаты? (из иностранных источников)
  12. Должна ли тема диссертации отражать научную и/или практическую проблему, решаемую в диссертации? (желательно, но не обязательно)
  13. Должна ли сформулированная в диссертации цель отражать научную и/или практическую проблему, решаемую в диссертации? (да, обязательно)
  14. В каком отношении находятся цель работы и задачи работы? (цель - это формулировка проблемы, задачи - это пути решения этой проблемы)
  15. Перечислите задачи, которые решаются при выполнении аналитического обзора диссертационного исследования (показать, что проблема реально существует; показать, что эту проблему решали, но хорошо не решили; показать перспективность выбранных путей улучшенного решения)
  16. Какая из двух формулировок «поиск в Интернет» и «поиск во Всемирной Паутине» является правильной? Почему правильную формулировку не используют? Какая формулировка является удобной заменой для правильного варианта? (правильной является вторая; не используют ее по историческим причинам; можно говорить «поиск в Сети»)
  17. Укажите специализированные поисковые машины в домене google.com, предназначенные для поиска академических ресурсов в целом и патентной документации (Академия Google и Патенты Google)
  18. Как найти специализированную поисковую машину, предназначенную для поиска Российской патентной документации? (запрос Google: фипс ипс)
  19. Есть ли разница между бесплатным программным обеспечением типа «халява», свободным программным обеспечением и открытым программным обеспечением? (есть, хотя ни пересечения, ни разности множеств программного обеспечения трех этих типов не являются пустыми)
  20. Что можно сказать об использовании несвободного или небесплатного программного обеспечения в неоплачиваемых академических исследованиях? (это дурной тон, в цивилизованном академическом мире принято использовать свободное ПО)
  21. Приведите пример свободного и открытого программного обеспечения, предназначенного для систематизации результатов информационного поиска при выполнении аналитического обзора (Docear: оригинальная страничка в Wiki, документация)
  22. Каким общим термином можно обозначить все натурные исследования? («моделирование»)
  23. Как исходя из темы, цели и задач квалификационной работы определить примерный перечень типов натурных исследований? (найти соответствующий паспорт научной специальности, например – на сайте НИУ МГСУ)
  24. Что называют планированием эксперимента? (разработку порядка и содержания действий, направленных на описание или объяснение возможных зависимостей между данными)
  25. Допускается ли в процессе планирования эксперимента наличие случайных воздействий на исследуемую систему? (да)
  26. Может ли корректное описание зависимости между данными быть сформулировано без использования термина «вероятность»? (может, но не должно)
  27. Где можно найти дополнительную информацию по вопросам планирования эксперимента и обработки эмпирической информации? (на страничке курса «Прикладная статистика и планирование эксперимента»)
  28. Нужно использовать метод наименьших квадратов для линейной по параметрам регрессионной модели, но очень лениво. Что делать? (использовать программу «Градиент»)
  29. Что называют моделью? (представление – исследуемого процесса, объекта, явления)
  30. Какую модель называют адекватной? (корректно отражающую исследуемые свойства объекта)
  31. Что называют моделированием? (замену исследуемого объекта его моделью и последующее исследование модели)
  32. В чем состоит общность и различие понятий метода и алгоритма? (оба этих понятия обозначают обусловленную целью последовательность действий; для алгоритма достижение цели гарантируется, а для метода – нет)
  33. Что называют математической моделью? (математическое представление системы)
  34. Что называют математическим моделированием? (моделирование с использованием математических моделей)
  35. Зачем в бакалавриате изучают матанализ? (знание математики необходимо для математического моделирования)
  36. Поясните понятие универсальности математических моделей (если в основе явлений лежат сходные закономерности, то математическое описание явлений будет одинаковым и не зависящим от сущности явлений)
  37. В чем основное преимущество математического моделирования в сравнении с другими видами моделирования? (нет необходимости действий с материальными объектами)
  38. Поясните, в чем заключается возможность выполнения многовариантных исследований при математическом моделировании (математическая модель исследуется посредством аналитических и вычислительно-логических методов, не требующих существенных затрат материальных ресурсов; это позволяет анализировать объект при всех интересующих наборах управляющих параметров)
  39. Что называют макетом? (геометрически подобную модель)
  40. Что называют макетированием? (моделирование с использованием макетов)
  41. Что называют физической моделью? (макет, отражающий физические характеристики объекта)
  42. Что называют физическим моделированием? (моделирование с использованием физических моделей)
  43. Что называют физико-химической моделью? (модель, отражающую отдельные физические и химические характеристики объекта)
  44. Что называют физико-химическим моделированием? (моделирование с использованием физико-химических моделей)
  45. В какое структурное подразделение НИУ МГСУ нужно обращаться при необходимости доступа к дорогим приборам, программному обеспечению и быстрым компьютерам? (центр коллективного пользования НИУ МГСУ, комната 1601 административного корпуса)
  46. В чем основное отличие программных пакетов символьной и численной математики? (первые ориентированы на точные аналитические преобразования, вторые ориентированы на приближенные численные расчеты)
  47. К какому классу программных пакетов математики относится пакет Maple? (символьные вычисления, хотя можно использовать и для численных расчетов)
  48. К какому классу программных пакетов математики относится пакет MATLAB? (численные расчеты)
  49. К какому классу программных пакетов математики относится пакет Mathcad? (странный маргинальный гибрид)
  50. На официальном сайте пакета Mathcad есть раздел «Свободное программное обеспечение». Оно таки действительно там свободное? (нет, конечно)
  51. Приведите примеры свободных и открытых программных пакетов символьной и численной математики (символьная - Maxima, численная - GNU Octave и Scilab)
  52. В чем отличие растровой и векторной графической информации? (в растровом образе сохраняется цветояркостная информация о каждой точке, в векторном образе сохраняется информация о составляющих его графических примитивах – точках, линиях, полигональных и сплайновых подобразах и т.п.)
  53. Можно ли от векторного образа перейти к растровому? (да, но это сопряжено с потерей информации; векторный оригинал нужно всегда держать под рукой)
  54. Можно ли от растрового образа перейти к векторному? (иногда да, но это нетривиальная задача)
  55. Какие форматы являются стандартом де-факто для обмена растровой и векторной графикой? (растровая, сжатие с потерями – JPEG; растровая, сжатие без потерь – PNG; векторная – SVG)
  56. Приведите пример свободного и открытого программного обеспечения, предназначенного для научной визуализации (gnuplot)
  57. Приведите пример свободного и открытого программного обеспечения, предназначенного для обработки векторной графической информации (художественные работы в 2D – Inkscape, художественные работы в 2D и 3D, компьютерная анимация – Blender, чертежные работы в 2D – LibreCAD, чертежные работы в 2D и 3D, архитектурное проектированиеFreeCAD)
  58. Приведите пример свободного и открытого программного обеспечения, предназначенного для обработки растровой графической информации (интерактивная обработка – GIMP, пакетная обработка – ImageMagick и IPL)
  59. Укажите ГОСТ, регламентирующий оформление научной квалификационной работы, в т.ч. выпускной квалификационной работы магистра (ГОСТ 7.0.11-2011)
  60. Укажите внутренний документ НИУ МГСУ, регламентирующий выполнение, и, в частности, оформление выпускной квалификационной работы магистра (положение о ВКР магистра)
  61. Приведите пример адекватного свободного и открытого программного обеспечения, предназначенного для работы с электронными таблицами (Gnumeric)
  62. Почему не приходится ожидать появления качественного свободного текстового процессора, пригодного для подготовки академических текстов? (оно никому не надо, потому что есть LaTeX; и его много)

Промежуточная аттестация: версия 2020.

  1. Дайте определение термину наука. Какой способ организации знаний называют наукой?
  2. Что называют данными и информацией?
  3. Что такое знание и что такое познание?
  4. Какие характеристические признаки науки и научного знания Вы знаете? Что такое научный факт?
  5. Каковы характеристические признаки научного знания? Как называют науку, для которой хотя бы один из этих характеристических признаков субъективен?
  6. Что называют научной парадигмой?
  7. Какова цель науки?
  8. Как связаны цель работы и задачи работы?
  9. Что такое объект и предмет исследования? Приведите пример.
  10. Что такое научная проблема, что является обязательным при решении научной проблемы?
  11. Какие основные принципы познания существуют в современной науке?
  12. Перечислите общие закономерности развития науки.
  13. Назовите классификацию научных знаний по функциональному назначению. В чем отличие между фундаментальными и прикладными исследованиями? В чем отличие между прикладными и поисковыми исследованиями?
  14. Что называют научной деятельностью? В чем отличие научной деятельности и научно-технической деятельности? Какие особенности индивидуальной научной деятельности вам известны?
  15. Кого называют научным работником? Что является отличительной чертой научного работника (ученого) от научного исследователя? Какой коллектив называют научным коллективом (научным сообществом)? Каковы отличительные особенности коллективной научной деятельности?
  16. Какие Вам известны средства и фазы научного исследования? Какой этап научного исследования не входит в концептуальную стадию на фазе проектирования?
  17. Чем не должна характеризоваться гипотеза при ее построении? Каким требованиям должна соответствовать научная гипотеза?
  18. Перечислите известные Вам принципы научного познания.
  19. Перечислите известные Вам информационные средства научного исследования. Какие этапы включает стадия проведения исследований?
  20. Какие стадии включает фаза проектирования научного исследования? Какие стадии включает технологическая фаза научного исследования? В чем суть рефлексивной фазы научного исследования?
  21. Каковы этапы построения логической структуры научной теории? Какие Вам известны основные законы логики?
  22. Какие методы познания относится к эмпирическим? Какие элементы эксперимента вам известны? Назовите этапы планирования экспериментов.
  23. Приведите примеры науки как социального института, как результата и как процесса.
  24. .Какие существуют библиотечные каталоги? Что такое УДК?
  25. Что называют экспериментальными разработками?
  26. Что называют научно-техническим результатом и научно-технической продукцией?
  27. Какие виды математического моделирования Вам известны? Каковы функции моделирования?
  28. Какие качественные методы моделирования Вам известны?
  29. Какими методами исследуют аналитические модели?
  30. Каковы этапы стадии моделирования научного исследования?
  31. Каковы этапы стадии конструирования научного исследования?
  32. Что такое оптимизация?
  33. Что относится к первичным методам статистической обработки экспериментальных данных? Что такое выборка? Какой вид погрешности по характеру проявления Вы знаете?
  34. Как называется получение функции, приближенно описывающей какую-либо зависимость, заданную таблицей или в другом виде значений, отражающей результаты экспериментальных исследований?
  35. Как называется статистический метод исследования влияния одной или нескольких независимых переменных Xi на зависимую переменную Y?
  36. Какие критерии оценки достоверности результатов эмпирического исследования Вам известны? Какие оценки достоверности результатов теоретического исследования Вам известны? Какие положения лежат в основе доказательства?
  37. Какие ученые звания Вы знаете? Что такое ученая степень? Как называют документ, подтверждающий квалификацию кандидата или доктора наук?
  38. Что может являться результатом научно-исследовательской работы?
  39. Какие этапы включает стадия оформления результатов исследования?
  40. .Что такое дискуссия, каковая ее роль в научной деятельности? Какие элементы устного выступления на конференции Вы знаете?
  41. Что является средством коммуникации в науке?
  42. Какие актуальные формой научной литературы Вы знаете? Какую главную функцию несут публикации, опубликованные в рамках подготовки диссертации?
  43. Что такое научная статья и чем она характеризуется?
  44. Что такое рецензирование и какова его задача? Что такое индекс Хирша?
  45. Что такое цитирование? Что такое Российский индекс научного цитирования (РИНЦ)? Какие международные информационные системы вы знаете и для чего они нужны? Какие библиометрические данные изданий вы знаете?
  46. Как называется умышленное незаконное использование или распоряжение охраняемыми результатами чужого творческого труда с присвоением авторских прав? Какие системы призваны это предотвратить?
  47. Какие стандарты регламентируют оформление выпускной квалификационной работы?
  48. Как называется проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности?
  49. Что такое инновационный проект? Какие типы инноваций вы знаете? Назовите фазы жизненного цикла проекта Вы знаете?
  50. Как называется исключительное право интеллектуальной собственности на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, в том числе право авторства на них, удостоверяемое патентом или другим документом?
  51. Что такое грант? Какие источники финансирования проектов вы знаете?
  52. Что такое исключительное право? Какие критерии используются для оценки патентоспособности? Каков алгоритм получения патента?

Материалы для магистрантов ИДО

Магистрант ИДО должен выполнить контрольную работу и ответить на ряд вопросов.

Контрольная работа включает 2 задания.

Первое задание – нахождение параметров линейной однофакторной регрессионой модели. Для нахождения параметров будет полезным рабочий лист, который я использую для проверки.

Второе задание – нахождение индекса Хирша для перечня цитирований кучки работ. Индекс ищется по всей кучке. Если искать только по статьям, то это тоже не будет ошибкой. И вообще, можно во всех вариантах ноль указать – если сумеете правильно аргументировать свой ответ.
Берете табличный процессор, сортируете цитирования по убыванию и двигаетесь вниз до тех пор, пока номер ячейки не превышает ее содержимого. Упор – индекс Хирша. Ну, или можно посмотреть сюда.

Да, на будущее: если в формулировке задания будет явно запрещено использовать Microsoft Excel, то это требование формально можно обойти использованием любого другого табличного процессора. Если на рабочей машине Windows, то есть Star[Open/Libre]Office (от древних времен до наших дней и дальше в никуда). Лично у меня к этому пакету отвращение. Поэтому если у вас на рабочей машине не Windows, лучше использовать Gnumeric. Или установить Cygwin на Windows (это в любом случае полезно).

Все вопросы разделены на несколько кучек. При ответе на вопросы из любой кучки открываете этот файл. Открывать лучше на десктопе вордом. Смотрите на вопрос, копируете в буфер обмена ключевую фразу для поиска (можно взять всю формулировку вопроса), Alt+Tab до ворда, Ctlr+Home, Ctrl+F, Ctrl+V, Enter, Esc. Смотрите на зелень (или, для вопросов на соответствие – на правильное сопоставление).

Образовательный портал ИДО НИУ МГСУ


Литература

  1. Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности. М.: Финансы и статистика, 2004. 272 с.
  2. Анкудинов И.Г., Митрофанов A.M. и др. Основы научных исследований. СПб.: СЗТУ, 2002. 65 с.
  3. Арнольд И.В. Основы научных исследований в лингвистике. М.: Высш. шк., 1991. 140 с.
  4. Бабиюк Г.В. Основы научных исследований. Курс лекций. Алчевск: ДонГТУ, 2007. 247 с.
  5. Бакеев Д.А., Ильина И.В., Ильин И.А. Основы научных исследований. Экспериментальное исследование технических устройств. Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2003. 94 с.
  6. Баскаков А.Я., Туленков Н.В. Методология научного исследования. Учебное пособие. 2-е изд., испр. Киев: МАУП, 2004. 216 с.
  7. Белый И.В., Власов К.П., Клепиков В.Б. Основы научных исследований и технического творчества. Харьков: Выща шк. Изд-во при Харьк. ун-те, 1989. 200 с.
  8. Беляковский В.П. Основы научных исследований. Мариуполь: ПГТУ, 2006. 39 с.
  9. Болдин, А.П., Максимов, В.А. Основы научных исследований. М.: Издательский центр "Академия", 2012. 336 с.
  10. Вайнштейн М.З. Основы научных исследований. Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2011 216 с.
  11. Василенко П.М. Основы научных исследований. К.: Вища шк., 1985. 266 с.
  12. Гореликова, Г.А. Основы научных исследований. Кемерово: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, 2003. 52 с.
  13. Готовский М.А. Основы научных исследований теплогидродинамических процессов. СПб ГТУ РП. СПб., 2007.92 с.
  14. Грищук Ю.С. Основы научных исследований. Харьков: Национальный техн. ун-т "Харьковский политехн. ин-т", 2011. 196 с.
  15. Грушко, И.М., Сиденко, В.М. Основы научных исследований. Харьков: Вища школа, 1983. 224 с.
  16. Дикий Н.А., Халатов А.А. Основы научных исследований. Теплоэнергетика. К.: Вища школа, 1985. 223 с.
  17. Земляной К.Г., Павлова И.А. Основы научных исследований и инженерного творчества. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2015.68 с.
  18. Именитов В.Р., Пепелев Р.Г. Основы научных исследований. Учебное пособие. М.: МГИ, 1990. 92 с.
  19. Исаханов Г.В. Основы научных исследований в строительстве. К.: Вища шк., 1985. 208 с.
  20. Казаков Р.Б. Письменная работа в вузе: оформление результатов научного исследования. М.: РГГУ, 2008. 112 с.
  21. Калимонов И.К. Основы научных исследований. Казань: Издательство Казанского Государственного университета, 2006. 277 с.
  22. Калинин В.Н. Теоретические основы системных исследований: краткий авторский курс. СПБ.: ВКА имени А.Ф. Можайского, 2013. 278 с.
  23. Капилевич Л.В. Основы научно-методической деятельности. Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2009. 60 с.
  24. Кирюшин Б.Д., Усманов Р.Р., Васильев И.П. Основы научных исследований в агрономии. М.: Колос С, 2009. 398 с.
  25. Климушев Н.К., Прудникова О.М. Основы научных исследований. Учеб. пособие. Ухта: УГТУ, 2002. 76 с.
  26. Кожухар В.М. Основы научных исследований. М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2010. 216 с.
  27. Колесников А.И. Лекции по основам научных исследований. М.: МГАКХиС, 2011. 18 с.
  28. Комаров М.С. Основы научных исследований. Львов: Вища школа, 1982. 128 с.
  29. Кринецкий И.И. Основы научных исследований. Киев Одесса: Вища школа, 1981. 208 с.
  30. Крутов В.И., Попов В.В. Основы научных исследований. М.: Высшая школа, 1989. 400 с.
  31. Куземкина Г.М. Основы научных исследований. Гомель: УО «БелГУТ», 2005. 82 с.
  32. Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформление. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. 460 с.
  33. Кузьмин С.И. Методы научных исследований в технических задачах. Ангарск: АГТА, 2010. 247 с.
  34. Леончиков В.Е. Основы научно-исследовательской работы. Минск. 2010. 63 с.
  35. Лудченко, А.А., Лудченко, Я.А., Примак, Т.А. Основы научных исследований. Киев: О-во "Знания", 2001. 113 с.
  36. Лукашевич В.К. Основы методологии научных исследований. Мн.: ООО Элайда, 2001. 104 с.
  37. Малкин В.С. Основы научных исследований. Тольятти: ТГУ, каф. "Техн. эксплуатация автомобилей и восстановление деталей",2005. 132 с.
  38. Мальцев П.М., Емельянова Н.А. Основы научных исследований. Киев: Вища школа. Головное изд-во, 1982. 192 с.
  39. Медведев Э.Н. Организация научных исследований. Макеевка.: НОРД-пресс, 2005. 250 с.
  40. Меретукова З.К. Методология научного исследования и образования. Майкоп: Изд-во АГУ, 2003. 244 с.
  41. Моисейченко В.Ф., Трифонова М.Ф., Заверюха А.X., Ещенко В.Е. Основы научных исследований в агрономии. М.: Колос, 1996. 336 с.
  42. Мокий М.С., Никифоров А.Л., Мокий В.С. Методология научных исследований. М.: Юрайт, 2014. 255 с.
  43. Нащекина О.Н., Тимошенков И.В. Методология научных исследований. Харьков: НТУ "ХПИ", 2011. 304 с.
  44. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология образования. М.: ЭГВЕС, 2006. 448 с.
  45. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. М.: Либроком, 2010. 280 с.
  46. Огурцов, А.Н. Основы научных исследований. Харьков: НТУ "ХПИ", 2008. 178 с.
  47. Папковская П.Я. Методология научных исследований. Минск: ООО «Информпресс», 2002. 176 с.
  48. Петровский Б.И. Основы научных исследований. Конспект лекций для студентов специальности «Разработка месторождений полезных ископаемых» Солигорск, 2009. 73 с.
  49. Пижурин А.А., Пижурин А.А. Основы научных исследований в деревообработке. М.: Изд-во Московского государственного университета леса, 2005. 305 с.
  50. Пономарев А.Б., Пикулева Э.А. Методология научных исследований. Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2014. 186 с.
  51. Протасевич Г.Ф., Мельниченко В.В., Сметкин В.А., Михлюк А.И. Основы научных исследований. Математическое моделирование технологических процессов. Минск: БНТУ, 2009. 92 с.
  52. Радоуцкий В.Ю., Шульженко В.Н., Носатова Е.А. Основы научных исследований. Белгород: изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2008. 132 с.
  53. Румянцев В.В. Основы научных исследований. Донецк: Донецкий институт городского хозяйства, 2010. 20 с.
  54. Румянцев С.А. Лекции по основам научных исследований. Екатеринбург: УрГупс, 2011. 23 с.
  55. Сабитов, Р.А. Основы научных исследований. Челябинск, Изд-во Челябинского гос. ун-та, 2002. 139 с.
  56. Сабитова Р.Г. Основы научных исследований. Владивосток: ДГУ, 2005. 59 с.
  57. Салихов В.А. Основы научных исследований в экономике минерального сырья. Новокузнецк: СибГИУ, 2004. 124 с.
  58. Сергеев А.Н., Сергеева А.В., Медведев П.Н., Дорохин Ю.С. Информационно-коммуникационные технологии в технико-технологических исследованиях. Тула: Изд-во ТулГУ, 2015. 110 с.
  59. Севриков В.В. Методология и организация научных исследований. Минск: Мисанта, 2011. 333 с.
  60. Сизый Ю.А., Сталинский Д.В. Основы научных исследований в технологии машиностроения. Х.: УкрДНТЦ Енергосталь, Изд-во САГА, 2007. 212 с.
  61. Славин Б.Е. Основы научных исследований подземных сооружений. Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2004. 138 с.
  62. Хомякова И.Г. Основы научно-исследовательской работы. Методология и методика научных исследований. Ряз. заоч. ин-т (фил.) Моск. гос. ун-та культуры и искусств. Рязань, 2013. 218 с.
  63. Черный А.А. Основы изобретательства и научных исследований. Пенза: Изд-во ПГУ, 2010. 253 с.
  64. Черняк А.С. Методы научных исследований в неорганической химии. Иркутск, ИГУ, 1986. 160 с.
  65. Шевелёва Г.И. Патентоведение и основы научных исследований: Учебный комплекс. Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. Кемерово, 2003. 80 с.
  66. Шеховцов B.C. Основы научных исследований в горном деле. Новокузнецк: Сибирский государственный индустриальный университет, 2006. 136 с.
  67. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. Москва: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2012. 243 с.
  68. Шустов Ю.С. Основы научных исследований свойств текстильных материалов. М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2012. 120 с.
  69. Язовских В.М. Методы научных исследований. Пермский Государственный Технический Университет, 1997. 220 с.
  70. Яшина Л.А. Основы научных исследований. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, Сыктывкар, 2007. 71 с.